Печаль — огорчение, скорбь, тоска, горе, хандра, меланхолия, депрессия — одна из основных страстей, порождающих смертный грех.
От страсти печали надо отличать скорбь о своих грехах, которая содействует покаянию. Такая печаль ради Бога богоугодна и спасительна.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) так определяет, что такое страсть печали:
«Огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обетованиях Божиих, неблагодарение Богу за все случающееся, малодушие, нетерпеливость, несамоукорение, скорбь на ближнего, ропот, отречение от креста, покушение сойти с него».
Причины возникновения печали
Страсть печали, как пишут святые отцы, рождается от гордости, самомнения — от того, что человек слишком много надеется на самого себя и на свои силы, — от гнева, от неудовлетворения желания какой-нибудь корысти, от зависти, хитрости, лукавства, сребролюбия, корыстолюбия, человекоугодия, от груза нераскаянных, неисповеданных грехов, а также от неблагодарности Господу Богу, непонимания Его постоянного попечения о нас, неумения положиться на Его благой спасающий Промысл.
При этом погрешают те, которые почитают добродетелью чрезмерную печаль, бывающую у них после учинения греха, не разумея, что это происходит у них от гордости и самомнения, утверждающихся на том, что они слишком много надеются на себя и на силы свои.
Впрочем, (эта страсть) иногда происходит от предшествующего порока — гнева — или рождается от неудовлетворения желания какой-нибудь корысти, когда кто видит, что он потерял рожденную в уме надежду получить какие-нибудь вещи, а иногда без всяких причин, располагающих к этой болезни.
Порождения печали
По святоотеческому учению, от страсти печали рождаются малодушие, раздражительность, отчаяние, нетерпеливость, ропот, брюзгливость, нерассудительность, нерадение к молитве и духовному чтению, неблагодарность Богу, сомнение в Божием Промысле и богохульство.
Борьба со страстью печали
Святые отцы предлагают множество средств борьбы с этой страстью, их необходимо употреблять все вместе, не пренебрегая никаким из них, и всячески принуждая себя на противостояние страсти, на благое делание, на исполнение заповедей.
Святые отцы учат, что с печалью надо бороться, противопоставляя ей с ревностью и решительностью делание добродетелей смирения, терпения, укорения самих себя. Смиренный взгляд на себя – верная и непреодолимая защита от страсти печали.
Источник (выборочно)