Тщеславие – одна из восьми главных страстей, стремление к тщетной, то есть суетной, пустой славе.
Св. Игнатий (Брянчанинов) пишет о том, в чём заключается страсть тщеславия и какие грехи рождаются от неё: «Искание славы человеческой. Хвастовство. Желание и искание земных почестей. Любление красивых одежд, экипажей, прислуги и келейных вещей. Внимание к красоте своего лица, приятности голоса и прочим качествам тела. Расположение к наукам и искусствам гибнущим сего века, искание успеть в них для приобретения временной, земной славы. Стыд исповедовать грехи свои. Скрытие их пред людьми и отцом духовным. Лукавство. Словооправдание. Прекословие. Составление своего разума. Лицемерие. Ложь. Лесть. Человекоугодие. Зависть. Уничижение ближнего. Переменчивость нрава. Притворство. Бессовестность. Нрав и жизнь бесовские».
Коварство тщеславия
Тщеславие – это наиболее многоликая, тонкая, коварная, скрытая от человека страсть, которая искушает человека не только с плотской, но и с духовной стороны и уловляет его, приражаясь не только к его грехам, но даже и к его добродетелям.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет:
«Самая скрытая из всех душевных страстей — тщеславие. Эта страсть более всех других маскируется перед сердцем человеческим, доставляя ему удовольствие, часто принимаемое за утешение совести, за утешение божественное.
Тщеславие бывает опаснее, когда соединяется с добродетелями.
Прочие страсти, при противоборстве противоположных им добродетелей, открыто, как бы ясным днем воюющие, удобнее можно победить; а эта, прильнув к добродетелям, вмешавшись в строй войска, сражается, как в темную ночь, и потому коварнее обманывает не ожидавших и не остерегавшихся ее».
Проявления тщеславия. Как распознать в себе эту страсть?
Когда страсть тщеславия начинает развиваться, человек делает добрые дела не ради Бога, не самоотверженно, а ради удовлетворения своего самолюбия, втайне красуясь перед собой своей «добротой» и своими «подвигами», или для того, чтобы получить похвалу от окружающих. В результате всё его устроение получает ложное направление.
Святые отцы подробно описывают признаки этой страсти, черты поведения того, кто уловлен духом тщеславия, — так, что каждый может, заметив их за собой, вооружиться против этого скрывающегося от нашего сознания врага.
Св. Игнатий (Брянчанинов):
«Подвижник, единственно по той причине, что не имеет понятия об истинном душевном делании… предается тщеславным помыслам и мечтаниям, опирающимся на его подвиги.
Тщеславие и самомнение любят учить и наставлять.
Ты познаешь тщеславного по особенной способности его к лести, к услужливости, ко лжи, ко всем подлому и низкому».
Тщеславие похищает труды
Тщеславие лишает человека всех плодов его трудов, превращая их в ничто, о чём пишут святые отцы:
Преподобный Ефрем Сирин:
Тщеславие есть призрак… убеждающий трудиться для добродетели и обращающий эти труды в ничто.
Бдение и пост, милостыня и подвиги и все прочие блага диавол губит из-за ненавистного тщеславия и высокомерия.
Похвала вредит человеку
Св. Феофан Затворник пишет о том, какой духовный вред приносит человеку похвала:
«Похвалы, как я уже писал, то же, что ногу подставить бегущему… а у иного и дух вон!.. Боже упаси!»
Преп. Амвросий Оптинский:» Кто нас корит, тот нам дарит, а кто хвалит, тот у нас крадёт».
Св. Иоанн Златоуст:
«Сколько вреда делают нам друзья, когда хвалят и ласкают нас, столько же пользы приносят враги, говоря о нас дурно, хотя и справедливо, если только мы захотим надлежащим образом воспользоваться их порицаниями. Ведь друзья из любви часто и льстят нам, а враги обличают наши грехи. По самолюбию мы не видим своих недостатков, а они по вражде смотрят за нами внимательно и своим злословием ставят нас в необходимость исправляться. И вот их вражда становится для нас источником величайшей пользы, потому что, вразумляемые ими, мы не только познаем свои грехи, но и отстаем от них.
По святоотеческому учению, любая похвала самого себя ведёт к потере благодати, к самообольщению, к прелести, к искушению и падению в том, в чём мы сами себя хвалили. Правильно будет хвалить не себя, а воздать славу Богу за то, что мы сделали доброго, себя же укорить в том, что мы могли бы сделать это и лучше, но не сумели из-за своей повреждённости грехом. Славословие Бога привлекает к нам Божию благодать, просвещающую и укрепляющую душу, и содействует всему доброму в нас.
Борьба со страстью тщеславия
Противостоит страсти тщеславия и побеждает её добродетель смирения, говорят святые отцы.
Чтобы противостать страсти тщеславия, надо осознать глубокую душевную и телесную немощь человека, чья природа расстроена первородным грехом, а значит – и свою немощь. Следом за Словом Божиим: «Без Меня не можете делать ничего»
(Ин. 15, 4-5)
Источник (выборочно)