Святая из рязанской глубинки Наталья Скопинская

Небольшое село Чурики, что находится на границе Михайловского и Скопинского районов Рязанской области и по современным российским меркам выглядит неплохо. Оно расположено в 9 километра от федеральной автотрассы М6 «Каспий».

По сторонам – золотистые рощи, обработанные поля. Нет привычных для нашего времени картин запустения – разрушенных коровников, ржавеющих тракторов, зарослей борщевика. На холме перед селом стоит остановить машину и оглядеться. Оглядеться и поразиться умению наших предков выбирать места для поселений, руководствуясь не только хозяйственным смыслом, но и чувством прекрасного. Чурики расположены на высоком, противоположном берегу речки, в окружение горящих осенним золотом рощ. И чуть в стороне от центра села, из за деревьев возвышаются темно-серые от времени руины храма.
Этот храм должны были снести еще в 1937 году, так значилось в планах местного союза воинствующих безбожников. Но на пути мощной идеологической и политической машины оказалась женщина… Крестьянка села Чурики Наталия Ивановна Козлова – святая Наталия Скопинская.
Наталия Ивановна Козлова родилась 12 сентября 1895 года в селе Чурики Скопинского уезда Рязанской губернии. Сейчас село входит в состав не Скопинского, а соседнего – Михайловского района Рязанской области.

«В семье, имевшей пятерых детей, Наталия была младшим ребенком. Родители смогли привить своим детям традиционное крестьянское трудолюбие, любовь к Богу и Церкви, дать возможное — для крестьянских детей того времени — образование. Так, Наталия успешно окончила трехклассную сельскую школу, была грамотной и с большим интересом читала Книги Священного Писания и духовную литературу. Она старалась не пропускать ни одного церковного богослужения. О благочестии крестьянской семьи Козловых говорит и тот факт, что одна из сестер святой мученицы Наталии — Матрона — приняла монашеский постриг».
Пять детей – немного для крестьянской семьи того времени. По принятым в дореволюционной демографии нормам, такая семья считалась обычной, среднего размера, нормальной. Многодетность начиналась от 9 детей и больше, а семьи с тремя и менее детьми считались малодетными. Эта разница в терминологии показывает насколько отличалась семьи наших предков от нынешних, где нормой считаются два ребенка, а три и больше – уже многодетные.
Семья – основа мироустройства общества. И одна из причин, почему современный человек не может представить себе жизнь своих предков – это то, что он не может представить себе даже семейные отношения того времени.

Сведения об образовании крестьянской девочки тоже говорят о многом. Эпоха конца XIX – начала ХХ века стала для России временем перехода к всеобщему образованию и просвещению народа.
Одной из проблем в этом вопросе, было нежелание крестьян давать образование девочкам. Считалось, что грамотной девушке будет сложнее выйти замуж, она де не захочет быть хорошей женой и хозяйкой, верной помощницей мужу. Этот предрассудок был распространен весьма широко. Достаточно сказать, что за 12 лет до рождения будущей святой, в ее родном селе Чурики обучалось в школе 52 мальчика, и ни одной девочки. В ее годы пропорция была несколько лучше – в Скопинском уезде из 7075 учащихся начальных школ 1253 были девочками. Так что проблема оставалась острой. К ее решению в свое время приложил руку и почитаемый в центральной России Святитель Феофан Затворник:
«Да ведь мальчики-то все уже умеют читать. Надо и невест им подготовить умеющих читать, — чтобы ровнее были. Как муж и жена будут уметь читать, то — придет праздник, дома будут читать Евангелие, или жития святых или другую хорошую книгу. То муж почитает, то жена. И время будет идти душеспасительно. И мужу охотнее в праздничные дни дома сидеть, когда и жена грамотная».
Родители маленькой Наталии оказались людьми разумными и отдали девочку учиться. Училась она, скорее всего, в Земской школе, которая открылась в селе Чурики в 1885 году…
Подвиг Веры нельзя совершить случайно, по наитию, броску, подвиг веры «готовится» с детских лет. Поэтому Сергий Радонежский, будучи младенцем, отказывался от материнской груди по постным дням, поэтому Серафим Саровский остался невредим, упав с колокольни, поэтому преподобный Пафнутий Боровский принимает монашеский постриг уже в 12 лет, поэтому и Наталия Скопинская с детства начинает свой путь к святости.
«Когда Наталия достигла совершеннолетия, она была выдана замуж, за своего односельчанина Степана Козлова — человека трудолюбивого и глубоко верующего. В браке у них родилось восемь детей».
Точная дата бракосочетания Наталии и Степана пока неизвестна. Но можно предположить, что это произошло не ранее 1910 – 1912 годов. Так что спокойной семейной жизни выпало ей совсем немного. Началась Германская война, которую тогда называли Второй Отечественной. В книге памяти Рязанской губернии фамилия Козлов занимает без малого две страницы. Были ли среди них родственники Наталии Ивановны – неизвестно. Но могли быть.
Русская крестьянская семья Козловых жила исключительно своими молитвами и трудами. Они имели надел земли, домашнюю скотину и все необходимое для земледельческих трудов. В зимние месяцы глава семьи занимался отхожим промыслом — он имел в Москве свою небольшую торговлю готовым платьем».
Здесь необходимо сказать несколько слов о положении крестьян в начале ХХ века и о том, что из себя представляло село Чурики – родина и место служения Наталии Скопинской.
Первые сведения о нем относятся к 1628 году, когда его владельцем был некий Данила Иванович Сивцев.
К началу XVIII века в Чуриках было уже 52 двора и деревянная церковь Богоявления Господня и с того же времени упоминается уже как государственное село, т.е. его жители не были крепостными. Скупые строчки статистических документов показывают, какими быстрыми темпами развивалась Российская империя во второй половине XIX века. Если в 1858 году в селе в 172 дворах проживало 1963 человека, то в 1905-м дворов было уже 476, а жило в них 3578 человек. Т.е. население села не просто выросло в 1,8 раза, но и заметно улучшили свои жилищные условия. В том же 1905 году рязанский губернский статистический комитет определяет в селе каменную земскую школу, 12 каменных жилых домов, волостное правление, казенная винная лавка, кирпичный завод, 5 ветряных мельниц, пивная лавка, ярмарка и каменная церковь Богоявляения с пределами Николая Чудотворца и святых князей Бориса и Глеба.
Каменный храм был построен в Чуриках в 1878 – 1874 годах. Инициатива его создания принадлежала священнику Федору Иоанновичу Черкассову, который в течение 48 лет священствовал в селе.
Автором проекта, возможно, был Рязанский губернский архитектор Николай Николаевич Вейс. О. Федор также был законоучителем в земской школе и, возможно, что именно он сумел пробудить в юной ученице христианское чувство.

Сын чуриковского священника, иерей Федор Федорович Черкассов 21 ноября 1937-го года будет расстрелян на том же Бутовском полигоне, что и Наталия Скопинская.
Из воспоминаний дочери Наталии Ивановны:
«Почти каждую неделю мать ездила в Москву за свечами и кагором для богослужения. Как человек грамотный, была казначеем, потом её выбрали старостой Церковного совета. 26 июня 1935 года за усердную ревностную службу на благо церкви казначей Наталья Козлова по представлению настоятеля о Евгения Светлова награждается почётной грамотой епископа Скопинского Игнатия (Садковского). Но гонения на церковь всё усугублялись, арестовали священника нашей Благовещенской церкви, а затем и епископа. Мать убеждала прихожан сопротивляться беззаконию властей. Сама она писала о. Евгению в тюрьму о делах прихода, посылала епископу в заключение передачи, деньги. Люди корили её за такую ретивость: если тебя заберут , что с малыми ребятами будет? «На всё воля Божия», — отвечала Наталья Ивановна. «А мы как же?»- жалобно спрашивала и я. — «Господь вас не оставит», — ласково и с верою отвечала мать».
После ареста настоятеля Наталия Ивановна организовала шествие более 200 человек верующих к сельсовету, чтобы добиться его освобождения.
Из жития мы знаем и о другом подвиге старосты Богоявленского храма:
Неравнодушной осталась Наталия Ивановна и к тому, что половину храма колхоз изъял под зернохранилище, и она призывала народ добиваться возвращения незаконно и безосновательно изъятого у Бога и верующих. В мае 1937 года по инициативе Церковного Совета Богоявленского храма состоялось многочисленное собрание верующих села Чурики. В июне Наталия Ивановна вместе с членом Церковного Совета Василием Матвеевичем Абрамкиным ездили в Москву в приемную М. И. Калинина, куда передали более 400 подписей своих односельчан с требованием возвратить изъятую половину храма верующим.
«Безбожная пятилетка» набирала обороты. Храм в Чуриках был приговорен к сносу. Но перед тем, как ликвидировать здание, власти решили избавиться от его защитников:
«Постановление УНКВД по Московской области от 14 августа 1937 года гласило: «Гражданка Козлова Наталья Ивановна, 1895 года рождения, происходит из села Чурики…, активная церковница единоличница, достаточно изобличается в том, что будучи враждебно настроена к советской власти ведет среди колхозников активную антисоветскую агитацию, направленную на развал колхоза, вместе с этим ведет среди населения религиозную пропаганду, высказывает пораженческие настроения и террористические заявления по адресу руководителей партии и членов советского правительства. Осенью 1936 г. организовала контрреволюционное шествие церковников в количестве 150 человек, которые угрожали расправой сельским коммунистам и активистам за арест попа Светлова.
… Гражданку Козлову Наталью Ивановну привлечь в качестве обвиняемой по ст. 58 п. 10 УК, мерой пресечения… избрать содержание в Скопинской тюрьме».

Мария Степановна навсегда запомнила арест матери:
«Когда нагрянул «чёрный воронок», было два час ночи. Младшие брат и сестра спали, мать велела их не будить. Брат Гаврила, прибывший из города в отпуск, беспечно гулял за околицей с молодёжью, бренчал на гитаре…
Двое пришельцев всё перевернули в доме — искали письма о. Евгения Светлова. Всю религиозную литературу, которую мама сама читала и мне давала читать, сгребли в мешки и уволокли в «воронок». Исподтишка мама сунула мне толстую старую книгу: «Сохрани Библию, Маня!». Я припрятала книгу в подвале, не думала, что она станет когда-нибудь экспонатом в музее Бутово… Прощались мы спокойно, мама не сомневалась, что её скоро отпустят: ведь четверо несовершеннолетних детей одни остались…»

Не отпустили… 16 августа 1937 года Наталия Ивановна и два других члена Церковного Совета Богоявленской церкви села Чурики Василий Матвеевич Абрамкин и Василий Данилович Орлов были помещены в московскую таганскую тюрьму. 10 сентября постановлением заседания Тройки УНКВД СССР по Московской области им был вынесен смертный приговор. 14 сентября 1937 года все трое были расстреляны на Бутовском полигоне. Советская власть победила еще нескольких «врагов народа»…
В 1989 году Наталия Ивановна Козлова, Василий Матвеевич Абрамкин и Василий Данилович Орлов были реабилитированы прокуратурой Рязанской области «за отсутствием в их действиях состава преступления».

Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 августа 2004 года церковная староста Богоявленского храма села Чурики Наталия Ивановна Козлова включена в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века.

P.S.Почему-то именно Бутово было выбрано местом, где были уничтожены более 1000 священно- и церковнослужителей.
Многие из них прославлены Русской Церковью как Святые Новомученники и Исповедники Российские. На нижнем уровне большого бутовского храма находится небольшой музей, где собраны личные вещи Новомученников, фотографии, реликвии.
В одной из витрин под стеклом лежат Евангелие, простая бумажная икона, наградная епархиальная грамота и женская шаль.
Вещи передали в музей дети, уже после канонизации.
Выборочно из первоисточника
Ныне в с. Чурики существует православная община. Ежемесячно, благочинный второго Михайловского округа протоиерей Сергий Орлов, который является настоятелем храма с. Чурики инициируют проведения водоосвятного молебна.
Так же общиной была заказана икона Новомученицы российской Натальи Скопинской, для прославления

 

 

 

Один комментарий на “Святая из рязанской глубинки Наталья Скопинская

  1. Моли Бога о нас, святая мученица Наталия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *