Блаженная Ксения Петербургская, Христа ради юродивая

Мало кто, вчитываясь в житие св. Ксении, видит за этими строками реальную трагедию человеческой жизни, сходную со множеством современных судеб, и какое духовное усилие и сила духа потребовались от этой хрупкой 26-летней вдовы, чтобы преодолеть последствия человеческой беспечности.
Казалось бы, все в жизни складывалось очень удачно — выгодный брак, заметное положение при императорском дворе, собственный дом в столице, чин и денежное содержание. Жизнь придворного певчего Андрея Федоровича Петрова протекала весело и беззаботно — балы и ассамблеи, шутовские феерии и театральные постановки, красивая молодая жена и прекрасные перспективы. Ведь сумел, некогда придворный певчий и музыкант Разумовский, стать властителем судеб и фаворитом императрицы. «Душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (Лк. 12, 19). Не эти ли слова пришли на ум молодой вдове, прихожанке храма св. апостола Матфия, стоявшей у гроба молодого и перспективного царедворца, жизнь которого так внезапно оборвалась? А что дальше? Достойное воздаяние за безумно прожитую жизнь? Ведь только так «бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12, 21). «Нет, пусть Ксения умрет, а Андрей Федорович начнет новую жизнь. Пусть я погибну в глазах людей, но я вырву своего возлюбленного мужа из этих цепких рук смерти духовной, из лап греха и отца лжи и заблуждений», — пронеслась в голове Ксении спасительная мысль. Ведь сказал же некогда апостол Павел: «Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?» (1Кор. 7, 16).

Удивительно, но на Руси именно подвиг юродства ради Христа стал наиболее популярной, поистине национальной формой подвижничества, позволявший противостоять человеческой гордости, высмеивать пороки, побеждать страсти.

Сколь ни странным это может показаться, но этот духовный подвиг служит миру своеобразной проповедью, которая совершается не словом и не делом, а силой Духа, действующей под личиной безумия и проявляющейся в прозорливости. Не случайно, что все юродивые обладали пророческим даром и жили, практически, уже в двух измерениях, в видимом и невидимом мире, являясь уже здесь гражданами Царства Небесного, получая, как награду за отвержение человеческого разума, дары Св. Духа — прозрение духовных очей, проникновение в высший смысл и власть над материей собственной плоти.

С тех пор, в течении 45 лет, на улицах Петербургской стороны можно было встретить блаженную Ксению, одетую в придворный камзол мужа и именовавшую себя Андреем Федоровичем. Смиренно переносила она насмешки и поругания, издевательство детворы и глумление неразумных обывателей, пока не заметили люди в этой «безумной» горожанке явное действие благодати Божией и даров Св. Духа. Тогда каждый уже стремился услужить блаженной, чтобы и самому стать причастным этой изливавшейся на нее божественной благодати.

Горожане стали жалеть Ксению, дорожить ее благоволением — говорили с ней ласково, угощали её, подавали милостыню. Но и в этом она являла некую странность, принимая лишь “царя на коне” — копейку, на которой отчеканен был вмч. Георгий Победоносец, поражающий дракона, подобному тому, как и она стремилась победить врага рода человеческого, посрамляя своим добровольным безумством гордость и самолюбие.

Помолись о нас, святая Ксения!

Протоиерей Александр АГЕЙКИН (08.06.1971 – 21.04.2020)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *