Воспоминания об игумении Варваре (Самариной)

14 августа 2021 года в праздник Происхождения (изнесения) Честных древ Животворящего Креста Господня — Празднества Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, в Никольском храме села Пушкари, после Божественной Литургии, водосвятного молебна, освящения меда нового урожая и Крестного хода была отслужена панихида в день памяти игуменьи Варвары (Самариной).

После молитвенного поминания состоялось поминание матушки Варвары на постной трапезе.

Усилиями игуменьи Варвары, директора совхоза и местных жителей в 1998 году в селе Пушкари появился новый деревянный храм.

Матушка игуменья Варвара (Лидия Александровна Самарина) родилась 28 ноября 1931 года в селе Захарино Подольского района Московской области. Переехала в юности  в село Пушкари Михайловского района Рязанской области, и для нее это село стало малой Родиной. По окончании 7 классов Лидия начала работать в коллективном хозяйстве. Мама ее Татьяна была верующей женщиной и дочери своей привила любовь к Богу и храму. Матушка снаружи веселая, трудолюбивая, общительная, а внутри спокойная, любящая молиться в одиночестве, неся строгий аскетический подвиг. В Пушкарях основная работа сельскохозяйственная и полевая, земля плодородная, труженики работали с утра до ночи. Лидия Александровна была очень ответственной на работе: у всех, кто с ней трудился, остались о матушке только хорошие воспоминания. В село приехало много садоводов, было посажено много ягодных и садовых культур, и наша матушка любила когда в монастырь привозили яблоки или ягоды с Пушкарей. В доме Самариных всегда теплилась лампадка перед святыми иконами, все упования возлагали на Бога, без храма жизнь не имела смысла. 

От благодарных жителей и прихожан Никольского храма села Пушкари предлагаем вспомнить о матушке из рассказов ее духовных чад : все что хотели ей сказать и не успели….

Раба Божия Ольга:  

«Знала я ее еще задолго до того, как она стала настоятельницей монастыря Рождества Пресвятой Богородицы п. Солотча. В мои приезды в монастырь, после матушкиного благословения, на душе наступал покой, уют и умиротворение. Первый раз приехала летом в начале 90-х годов и осталась там душой навсегда. Первое время негде было ночевать  и мы устраивались на сеновале, который был временно расположен под надвратной церковью святого Иоанна Предтечи. Спали все вповалку: матушка, я и еще несколько сестер. Утром вставали с комариными укусами, но отдохнувшими и полными сил. Работали от зари до зари. Летом в основном на сенокосе, вставали рано, садились на телегу и на лошадке ехали в поле. Матушка Варвара управляла повозкой, в телеге сидели 10 сестер, по дороге читали молитвы или пели матушкину любимую: «Взбранной Воеводе…» Приехав на поле, сразу же принимались за работу. К обеду покушать располагались тут же, на скошенном сене. Уже высохшую траву грузили в машину. В кузове стояла матушка, она так мастерски укладывала в машину огромный стог, что ни травинки не падало за борт.  Возвращались с поля уже затемно, коричневатая торфяная пыль покрывала нас с головы до ног, мы все также читали молитвы, но уже уставшим и полусонным голосом. Очень встрепенула нас обогнавшая повозку машина. Из нее вышли иностранцы (чехи), их языка мы не знали, но по их восторженным лицам мы поняли, что их удивила наша «доисторическая» повозка. Они спросили разрешение и сделали фото на память. Сестры и я долго вспоминали этот забавный случай. У меня иногда создавалось такое впечатление, что у матушки было 48 часов в сутках. Она успевала везде: и завезти стройматериал, и закупить продукты, и в поле, и в коровнике. Она была настоящей хозяйкой своего большого дома. Ее широкой, доброй и смиренномудрой души хватало на всех сестер и послушниц. Я всегда удивлялась, что сестры шли к ней в келью с любой незначительной просьбой, и матушка не то чтобы никогда не накричала, она даже не повышала голоса.

Еще очень запомнились большие церковные праздники, на них съезжались священнослужители и прихожане с других сел. Матушка Варвара всегда приходила на службу пораньше и вставала в самом дальнем углу храма слева от свечного ящика. Ее смущало внимание прихожан, которые подходили под благословение, и ее щеки от этого всегда покрывал легкий румянец. В монастыре по обычаю готовилась щедрая трапеза. В приготовлении праздничного обеда я с удовольствием принимала участие. Мы с матушкой составляли вкусное меню и на кухне начиналась суета: жарили, парили и варили. Трапезная находилась на противоположном от матушкиного домика конце монастыря. Готовили в основном ночью, и если кто выходил на крыльцо трапезной, то видел три окошечка в матушкиной келье, которые не гасли до самого утра. Мы готовили, матушка молилась. Ее молитва спасала, успокаивала и оберегала грешные души, которые нашли приют в стенах обители. Благодаря ее молитвам, у нас получались все задуманные дела. Она была очень внимательна к своим духовным чадам, чувствовала и понимала нас с полуслова. Приехала однажды в монастырь художница, нарисовала картину, на которой был изображен храм Святого Духа и крестный ход. Я когда приходила к матушке по каким-то делам, то всегда бросала взгляд на эту картину. Приехав в обитель на мой день Ангела, я была приятно удивлена, сестры приготовили праздничный обед и испекли мне красивый пирог, за столом пели «многая лета», а матушка подарила мне ту самую картину, которая мне очень нравилась. Словно прочитала мои мысли. У меня выступили слезы радости — это был самый запомнившийся день Ангела. Все дни, проведенные рядом с матушкой, останутся со мной навсегда. Только по  ее молитвам я остепенилась в этой жизни и пришла к Богу. Если настигали какие-то семейные неурядицы, бегом в монастырь. Приедешь, уткнешься матушке в колени, наплачешься досыта, а она благословит, скажет, что все будет хорошо, и наступало спокойное умиротворенное состояние души, которое не покидало меня и за стенами монастыря. Уже  будучи тяжело больной, матушка при встрече спрашивала про моих родных, она помнила всех по имени. Сколько нас, таких потерянных в жизни, приезжало под матушкино крыло — не счесть,  и  для каждого находилось доброе слово и молитвенное утешение.

Кто-то из святых сказал: «Добро является добром лишь в том случае, если делающий его жертвует чем-то своим: сном, покоем, здоровьем и тому подобным». И ради нас, духовных чад, матушка Варвара жертвовала всем. Благочестивая земная жизнь ее — пример для подражания. Кроткая, стеснительная, целомудренная, именно такой она всегда останется в моем сердце и в моей душе. Светлая ей память.» 

Раба Божия Валентина:

«Лидия Самарина была трудолюбивая, добрая и умная, жила в Пушкарях, в уютном чистом доме. Держала овец, сама косила траву, один раз у нее украли сено, не успела она его перевезти до дома. Однажды я пришла к ним в дом, тогда она жила с матерью, я очень удивилась, видя, как у нее сверкают от чистоты иконы : горят даже, сияют. Она говорила, что к Пасхе их надо мыть святой водой, очень она любила Бога. Достала матушка щепочку от гроба Серафима Саровского и говорит: подержи ее, а я не смогла ее взять, и меня притянуло к земле, я даже присела  такой тяжелой была для меня эта щепочка. А для Лиды она была как пушинка, вот какая святыня досталась матушке. Она говорила мне: Валя вам нужно с мужем венчаться, я помолюсь за тебя. Прошло время, и матушка говорит: видела я сон, возвышенный зеленый холм и там цветет вишня, и вы венчаетесь. Так и вышло, уговорила я Алексея, и мы повенчались, против молитвы  никто не устоит. Во время венчания я слышала, как в нашем храме поют два хора, сколько ни смотрела на верх — не нашла, словно ангельский хор был. Мы были как на небе, такое чувство — не объяснить. Помню Лида рассказала нам такой случай: после войны было голодно, холодно, они с мамой молились, есть уже нечего было, запрягли они лошадь и поехали в поле  набрать хоть каких-то оставшихся колосков. Едут и видят, что лежит на дороге мешок муки, они посмотрели по сторонам:  никого нет, поблагодарили Господа и Николая угодника, что не оставил их умереть с голода. Когда наша икона Божией Матери «Отрада или Утешение» была в Прудской церкви, мы ходили туда пешком. Один раз на Рождество Христово шли мы по снегу, у меня замерзли ноги, колени утопали в снегу, она сняла с себя белый платок пуховый и завязала мне колени, мне так стало хорошо и тепло. Она также рассказала мне, как испугал ее враг: она слышала страшный голос ночью, из под кровати: не пойдешь в монашки. Много раз она приезжала к нам в храм, все ее ждали, хотели поговорить с ней, получить ее благословение. Когда строили наш храм, все приходили помогать , матушка контролировала стройку, наш директор совхоза Радюхин Александр Иванович никогда нам не отказывал в помощи. Строители говорили, что когда строишь храм, то тяжелые бревна при поднятии кажутся легкими. С молитвой всегда легче. Теперь у нас в селе есть храм,  и мы благодарны ей, вместе с о. Сергием за каждой Божественной Литургией мы поминаем наших близких, любимых и родных, людей,  давших нам старт к благочестивой жизни, да и каждого, кто когда-то сказал нам доброе слово. В день памяти матушки Варвары все мы чувствуем ее рядом с нами, сидя за чаем с медом: вспоминаем ее наставления, и на душе так радостно, от любви к Богу, храму и людям, хочется кричать и петь. Я понимаю сейчас, что без храма — это не жизнь…»

Раба Божия Раиса:

«Я приехала в Пушкари в 1961 году, работала на ферме дояркой. Тогда матушка жила в Хавертово, работала учетчицей, ходила мерила, сколько трактористы вспахали поле и отпускала корма на ферму. Потом они с мамой купили дом в Пушкарях на Юрдовке. Тогда храм был еще открыт, и они пели на клиросе. Часто она ездила в Троице- Сергиеву Лавру, а меня оставляла вместо себя на работе, так я с ней и познакомилась. В 1963 году у нас закрыли церковь, матушка была в поле с рабочими. В это время приехал грузовик и стали вывозить иконы из храма. Господь подсказал ей, она почувствовала это и побежала в храм.  Милиция не пускала ее, хотели даже стрелять, но она не испугалась,  сказала: что хотите делайте со мной, а икону Царицы Небесной оставьте. Позже купила она дом в Михайлове и стала трудиться в Прудской церкви, где находилась спасенная ею икона Божией Матери. Мы приезжали к ней, ночевали у нее, потом ее благословили быть старостой там. Мы помогали убираться в храме, другие ведь были уже закрыты. Когда Владыка Симон поставил ее игуменьей в монастырь, мы и там ее навещали. Дружили с ней до самой ее смерти.»

Раба Божия Надежда:

«Живя без матушки Варвары уже несколько лет, все больше понимаешь, как ее не хватает в нашей суетной жизни, как не хватает ее молитв за нас грешных. К Богу я пришла благодаря ее молитвам, я же была в кругу атеистов, секретарь комсомольской организации, член КПСС, но в душе понимала, что живу как-то не так. Матушка была старостой в Христорождественском храме с. Прудская. Я здоровалась с ней, так как моя коллега работала бухгалтером по совместительству в этом храме. Так в жизни сложилось, что у меня произошел трудный период в жизни, душа не находила покоя,  и я поехала к матушке уже в монастырь. Так состоялась моя первая беседа с ней, и  продолжилась до конца жизни  наша с ней духовная связь. Я ей рассказала все о себе, она выслушала,  и мы пошли с ней в храм, подвела меня к иконе: «Введение во храм Пресвятой Богородицы»,  и мы вместе молились. Монастырь был разрушен, в храме не было даже пола, ни келий, только стены. Благодаря ее и сестринским молитвам   монастырь с каждым годом становился все краше. Были открыты подворья. Вся ее жизнь — это молитва. Какая она была? Кажется, строгая и недоступная, но нет — очень  добрая  и великая труженица. Когда у меня погиб сын в 1996 году,  я приехала к матушке,  хотела поведать о своем горе, не успела ничего сказать, как матушка говорит:  я все знаю и заказала уже сорокоуст, а тебе Господь послал испытание: как ты его перенесешь —  со смирением или озлобишься? С тех пор я каждый выходной на протяжении нескольких лет приезжала в монастырь за ее советами. Вспоминается, как однажды, не застав матушку в монастыре, сижу на лавке, жду, вдруг въезжает грузовик, полный сена, матушка выходит в простом сером платье с фартуком, такая веселая, довольная. Я ей говорю: такая жара, тяжело, а она — смотри,  сколько сена заготовили, себя она никогда не жалела. Матушкин маленький домик, где она жила, и с ней м. Евпраксия был почти вплотную пристроен к хозяйственной постройке, которая когда матушка была в отъезде, загорелась. Но удивительным образом не затронул ее домик и животные в постройке остались живы. Спустя долгие годы приезжать стала реже, а матушка чувствует,  что у меня на душе,  и говорит: Надя,  что не позвонишь, не поделишься? А  мне не удобно беспокоить со своими проблемами. В один из приездов, передала она к иконе Божией Матери «Отрада или Утешение» два перстня, оказалось, что их передали ее духовные чада в благодарность  за исцеление от онкологии. Уже тяжело болея, она подарила мне платок от ее бабушки — будешь ходить в церковь и вспоминать меня. Я навещала ее в больнице, матушка претерпевала такие ужасные боли, но всегда улыбалась, она благословила нас всех,  и как оказалось,  это было ее последнее благословение. Кем она была, моя любимая матушка Варвара,  для меня и моей семьи? Вторая мама, духовная мать и просто добрейшей души человек, посланный мне от Бога. Ни один день не проходит без молитв о ней — она навсегда останется в сердцах наших.»

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *